Ефим Резван
К ИСТОРИИ ПРОЕКТА

Готовя к изданию книгу "Коран и его мир" я задумался о том, каким образом можно представить читателю Звучащее Слово. Ведь одно из важнейших отличий Корана от ветхо- и новозаветных текстов состоит в том, что он является средой ритуального контакта с Богом в степени значительно превосходящей аналогичные функции Писания не только в христианстве, но даже и в иудаизме 1. Коран в мусульманском богослужении является и псалтырью и лекционарием, его стиль господствует во всех молитвенных актах, произносимых вслух 2.

Читая литературу по проблеме и слушая записи, которые я с тех пор стал регулярно покупать в ходе поездок в страны Ближнего и Среднего Востока, я убедился в том, что предлагаемые рынком аудиозаписи по своей номенклатуре не совпадают с той картиной, которую рисуют в своих работах крупнейшие специалисты по проблеме Ф. Денни и К. Нельсон. Ведь согласно этим авторам, в результате долгого отбора пять стилей рецитации оказались наиболее популярными и употребительными. Это та, адр, тартл, тадвр и муджаввад. При этом та - рассматривается этими авторами как базовый тип рецитации, отличается медленной, отчетливой манерой произнесения текста. Он используется главным образом не для публичного аудирования, а для постановки артикуляции в ходе обучения. адр характеризуется очень высокой скоростью чтения (даже в ущерб правилам). Этот стиль используется обычно для индивидуального чтения. Тартл выделяется ясной и четкой манерой рецитации 3. Он предпочтителен для мусульман, не знающих арабского языка, как способный вызвать наибольший эмоциональный отклик. Тадвр - быстрый (между таом и адром) и четкий как тартл. Муджаввад (таджвд) - наиболее "музыкальный" из всех существующиx 4. С другой стороны, М. Селлз, автор последнего серьезного исследования по предмету, опубликованного на Западе, пишет лишь о двух стилях - тартл и таджвд 5.

Я задался целью приобрести записи рецитации сры "ал-Фтиха" всеми из вышеперечисленных стилей и в исполнении чтецов, следующих разным национальным традициям. Вскоре оказалась, что задача, которая виделась мне достаточно простой, на самом деле практически невыполнима. Не найдя нужный мне материал на рынках таких стран как Йемен, Сирия, Иран, ОАЭ, Бахрейн, Саудовская Аравия, Тунис, Турция, Ливан, а также ведущих европейских стран и США, я обратился за помощью к своим друзьям и деловым партнерам, списался с арабскими фирмами, торгующими книгами и аудиозаписями on-line, вступил в переписку с чтецами Корана. Результат был прежний.

И здесь мне помог случай. В ответ на мой запрос в бейрутский интернет-магазин "Ал-Мактаба" я получил ответ от г-на 'Иззата убры со ссылкой на его учителя лиа ар-Риф'. Учитель и ученик любезно согласились мне помочь. Вскоре я получил небольшой трактат профессора лиа ар-Риф', несомненно, одного из ведущих специалистов по проблеме. Текст был снабжен примерами рецитации, которые поясняли не только разницу между стилями чтения Священного текста ( та, адр, тадвр ), но и раскрывали особенности ряда важнейших терминов, принятых в "науке рецитации" ('илм ал-ад'). Следует подчеркнуть, что ли ар-Риф'и не согласен с традиционной для западной науки классификацией стилей рецитации и представляет в своей краткой работе ряд аргументов в поддержку своей позиции. Весь этот материал, представлен на диске, предлагаемом Вашему вниманию.

Проф. ли ар-Риф' является учеником 'Абд ас-Салма б. Бадав Слима, шайа ливанских чтецов Корана6. Таким образом, публикуя здесь материалы, присланные проф. лихо ар-Риф' с помощью его ученика г-на 'Иззата убры, мы представляем вековую традицию чтения Корана, которая сегодня живет и развивается в Ливане.

Исследование проблем, связанных с рецитацией Корана, требует сугубо профессионального подхода. Автор этих строк специалистом в такой специальной области назвать себя никак не может. Моя цель значительно уже - продемонстрировать образцы искусства коранической рецитации и проиллюстрировать тезис о многообразии, многоликости ислама, множественности восприятий и реализаций коранического текста через демонстрацию вариантов рецитации текста Корана и его реализации в каллиграфии, представленной в рукописях разных стран и разных эпох. Рецитация и каллиграфия - два "бытия" Корана, окружающие мусульманина на протяжении всей его жизни. И та, и другая форма есть род икра ("И вспомни (йукур) твоего Господа, когда ты забудешь..." 7 ), в широком смысле - главного вида обращения мусульманина к Богу и реализации связи между ним и Всевышним.

Связь звука (ритма, созвучий) и значения, характерная для коранического текста и закрепленная в сознании поколений мусульман исключительной ролью Священного Слова в их культуре, с неизбежностью порождает у слушателя определенные ассоциации, генерирует предсказуемую психологическую реакцию 8.

Известные чтецы Корана популярны в мусульманском мире не меньше чем эстрадные певцы или кинозвезды. Ежегодно проводятся национальные и международные фестивали и конкурсы по рецитации Корана, выявляющие лучших из лучших (см., например, www.arabicnews.com; видео и фотоматериалы: www.ummah.com). В последнее время проводятся и конкурсы on-line (www.islamicity.com). В ходе сбора материалов для этого проекта выяснилось, что победителем одного наиболее престижных конкурсов стала наша соотечественница - юная чтица Корана из Дагестана.

Большой моей удачей стало знакомство с Гузель Сайфулиной увлеченной исследовательницей истории рецитации Корана в Поволжье, автором единственной на русском языке монографии по проблеме 9. На протяжении многих лет в ходе специализированных экспедиций она записывала образцы рецитации Корана, и сегодня, уже можно говорить, что, во многом благодаря ее работе, соответствующая дореволюционная традиция не исчезла бесследно. Вы можете ознакомиться с десятью образцами рецитации сры "ал-Фтиха", собранных исследовательницей в различных районах Татарстана и прокомментированных ею.




1 F.M. Denny, "The Adab of Qur'n Recitation: Text and Context", International Congress for the Study of the Qur'an, p. 144.
2 C.E. Padwick, Muslim Devotion: A Study of Prayer-Manuals in Common Use (London, 1961), p. XXII.
3 По мнению этих авторов тартл рекомендуют для наиболее полного осмысления (тафаккур) текста. Проф. ли ар-Риф'и не согласен с этим положением. Его доводы см. на диске в разделе "Наука рецитации ('илм ал-ад'). Краткое введение".
4 См. F.M. Denny, "Qur'n Recitation: A Tradition of Oral Performance and Transmission", Oral Traditions, IV/1-2 (1989). Arabic Oral Tradition, c. 19-22; K. Nelson, The Art of Reciting the Qur'n (Austin, 1985), p. 31-51.
5 M. Sells, Approaching the Qur'n (Ashland, 1999), p. 147.
6 Подготовленную лиом ар-Риф'и биографическую информацию о нем, см. в разделе, посвященном авторам этого диска.
7 Коран, 18: 24.
8 Подробнее об этом см. M. Sells, Approaching the Qur'n, pp. 183-207. Теоретическая разработка проблемы дана в блестящей работе Романа Якобсона "Звук и значение", см.: Р. Якобсон, Избранные работы по лингвистике (Благовещенск, 1998), с. 30-91.
9 Г. Сайфуллина, Музыка Священного Слова (Казань, 1999).

=================

Профессор 'Абд ас-Салм б. Бадав Слим,
шай ливанских чтецов Корана.


Шай 'Абд ас-Салм б. Бадав Слим родился в 1910 г. Его отец, выходец из Египта, оказался в Ливане в 1836 г. в ходе компании Ибрхма-пши и служил в частях турецкой армии, расквартированных в Палестине (район 'Афла). До девятимесячного возраста 'Абд ас-Салм был слеп. Мальчик отличался самостоятельностью, на все имел собственное мнение. Когда он подрос, то стал помогать отцу, занимавшемуся бакалейной торговлей. Одновременно он изучал Коран ("чтение" афа10 ) под руководством известного шайа Муафы Сбары. 'Абд ас-Салм быстро выучил наизусть часть текста (от сры "ан-Нс" до сры "ал-А'рф"), но вскоре забыл почти все. В семнадцатилетнем возрасте, совершая аджж вместе с родителями, он просил Господа укрепить его память ради того, чтобы выучить текст Корана и не забывать его. Господь услышал молитву юноши и позволил ему достигнуть в этом деле абсолютного совершенства.

Он изучал "семь чтений" под руководством святого аскета шайа Муаммада б. Муаммада Дандана, на дочери которого он женился в 1946 г. Будучи заботливым учеником, он обратился к шайу Муаммаду Тауфиу лиду, в те времена - муфтию ливанской республики, с просьбой пожаловать своему учителю денежное содержание. Вскоре было принято положительное решение, и содержание в пять ливанских лир в месяц оказалось в высшей степени полезным для покрытия неотложных нужд шайа. 25 июля 1935 г. (8 джумд II, 1363) он получил у своего шайа иджзу на передачу "семи чтений".

3 декабря 1941 г. (25 -л-а'да 1360 г.) ему довелось повстречаться с учителем своего учителя, знаменитым шайом асаном б. Салмом ал-Макк, который подтвердил иджзу ученику своего ученика.

Через три года (30 октября 1944 г./13 -л-а'да 1363 г.) асан б. асан Димашиййа, шай чтецов Ливана, дал ему иджзу на передачу "десяти чтений" (согласно традициям аш-шибиййа и ад-дурра11). Членом экзаменационной комиссии был муфтий ливанской республики шай Муаммад Тауфи лид.

Продолжая изучать Священный Коран, в 1948 г. он занимался в группе (ала) своего шайа в мечети "ал-ар", а в 1953 сам становится иммом мечети "урайим".

10 мая 1992 г. (9 -л-а'да 1412 г.) он был назначен на должность шайа ливанских чтецов Корана, сменив на этом посту своего предшественника асана б. асана Димашиййа.

Имеет множество учеников, среди которых можно отметить проф. Муаммада Джамла 'Айтн, которому он читал лекции по "чтениям" Нфи' и амзы в версии (ривйа) ас-Сс; Муаммада Маддра, Муаммада аннна, лида ирдж, лаа б. Рий ар-Риф', единственного из учеников шайха, освоившего весь громадный корпус "Десяти чтений".

Проф. ла б. Рий ар-Риф'


Шай ла б. Рий б. ла б. Муаммад ар-Риф', почитатель и последователь великого шайа Амада ар-Риф' (1106 или 1118 - 1182), основателя одноименного суфийского ордена, родился в Бейруте в 1966, получил математическое (1985) и высшее архитектурное образование (1992). В 1984 г. в мечети "урайим" стал изучать Коран под руководством шайа 'Абд ас-Салма б. Бадав Слима и 28 апреля 1993 г. (7 у-л-ка'да 1413 г.) получил от него иджзу на передачу "Десяти чтений". В 1996 г. стал иммом мечети, сменив на этом посту своего шайа, ушедшего на покой по болезни. С 1994 г. является членом комитета по контролю над изданиями Корана, с 1996 по 2000 г. - профессор Теологического факультета Исламского университета (Бейрут), член диссертационного совета. В настоящее время работает в бейрутском Центре исследований и документации под руководством известного лингвиста шайа 'Абд ар-Рамна ал-ал.

'Иззат убра


'Иззат убра родился в Бейруте в 1956 г. Выпускник Американского университета (Бейрут, 1978 г. - диплом бакалавра по химическим наукам). По окончании университета занимался торговлей, маркентингом, консультационными услугами (Tecnon UK Ltd). С 1991 г. - Генеральный менеджер Soubra Trading House, со-основатель и партнер в on-line книжном магазине "Ал-Мактаба" (www.almaktabah.com)

Ученик Проф. ли ар-Риф' (коранические науки и рецитация).




10 аф (ум. 805) - авторитетнейший передатчик текста Корана, передававший текст от куфийца 'има (примечание Е.Р.).
11 По названию двух дидактических поэм: "Аш-Шибиййа", принадлежащей каламу ал-сима б. Фирруха аш-Шиб (ум. 1194) и основанной на сочинении "Ат-Тайср", знаменитого "чтеца" и законоведа Аб 'Амра 'Умна ад-Дн (981/2-1053) и "Ад-Дурра ал-Муиййа ф кир'т ал-а'имма ала ал-мариййа", созданной Шамс ад-Дном б. ал-Джазар (1350-1429). Удачная компоновка содержания, посвященного особенностям рецитации Корана, и стихотворная форма сочинений облегчает запоминание сложного материала, поэтому обе поэмы широко используются в преподавании коранических "чтений" (примечание Е.Р.).


====================

ла б. Рий ар-Риф'
ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ ТАДЖВДА

1. А-ила - связан с регламентацией чтения звука мм в некоторых позициях
Примеры Пояснение Термин




2. Иддим или идм кабир - связан с регламентацией ассимиляции и уподобления согласных
Примеры Пояснение Термин




3. Ал-мадд - связан с регламентацией удлинения при различных вариантах чтения хамзы
Примеры Пояснение Термин


4. Ал-мадд ал-мутаил - связан с регламентацией произнесения алифа, вва, й' и хамзы в различных позициях
Примеры Пояснение Термин

5. Ал-мадд ал-мунфаил - связан с регламентацией произнесения хамзы в некоторых позициях
Примеры Пояснение Термин

6. Мадд ал-бадл - связан с регламентацией произнесения хамзы в некоторых позициях
Примеры Пояснение Термин

7. Мадд ал-лайн би-сабаб ал-хамза - связан с регламентацией произнесения хамзы с ввом и й' в некоторых позициях
Примеры Пояснение Термин

8. Ат-тасхл (т.н. облегчение или устранение хамзы) - связан с регламентацией произнесения хамзы с алифом, ввом и й' в некоторых позициях
Примеры Пояснение Термин

9. Ал-абдл (или бадл) - связан с регламентацией замены хамзы на алиф, вв и й' в некоторых позициях
Примеры Пояснение Термин


10. Ал-ис - связан с регламентацией устранения одной из двух хамз в некоторых позициях
Примеры Пояснение Термин



11. Ан-нал - связан с регламентацией переноса хамзы в некоторых позициях
Примеры Пояснение Термин



12. Ал-имла - связан с регламентацией чтения алифа и й' в некоторых позициях
Примеры Пояснение Термин



13. Ал-итилс - связан с регламентацией возможности ускорения произнесения букв в некоторых позициях
Примеры Пояснение Термин



14. Ас-сакт (букв. "молчание") - связан с регламентацией чтения хамзы в некоторых позициях
Примеры Пояснение Термин





НАУКА РЕЦИТАЦИИ ('ИЛМ АЛ-АД ')
Краткое введение

Тартл
Аллах Всевышний повелел Своему Пророку - Да благословит его Всевышний Господь и да приветствует - и общине, последовавшей за ним, чтение Корана в форме тартл. Всемогущий Господь рек: "И читай Коран отчетливо (тартлан)"12. Это повеление последовало для того, чтобы избежать искажения текста при рецитации, чтобы последнюю можно было бы улучшать и исправлять, чтобы обеспечить полноценное звучание каждой буквы, для того, чтобы в результате артикуляции не происходило отклонений, чтобы не происходило выпадение гласных.

Общее значение слова тартл - гармонизация, упорядоченность частей целого. Так говорят: "Хорошо выстроить речь" (раттала ал-калм), т.е. сделать совершенной ее композицию, обеспечить ясность, произносить ее размеренно.

С точки зрения техники рецитации тартл означает размеренное произнесение слов, без допущения как чрезмерности, так и скудости [в артикуляции].

Необходимо отметить здесь, что у ряда современных и средневековых авторов, связанных с "наукой рецитации" (ал-ад'), зафиксировано мнение, согласно которому тартл означает "чтение, сопровождаемое пониманием, проникновением в смысл читаемого, размышлением, выводом". Это мнение необходимо отклонить как основываясь на общем значении слова, так и на его специальном значении. И это не ускользнет от исследователя-специалиста. Упомянутый выше подход будет верен в такой специальной области, как область юридическая, где чтение имеет смысл выведения правовых норм, знания о том, что разрешено и запретно, выяснения характера исполнения правовых норм (включая области морали и религиозной проповеди). Это будет верно и в случае выявления черт и секретов неподражаемости Священного Корана, как на то указывают Слова Всевышнего: "Писание, ниспосланное тебе, благословенно, чтобы обдумали его знамения и припомнили обладатели рассудка" 13. Таким образом, Коран следует читать, пытаясь приникнуть в смысл [текста], размышляя о нем и поучаясь. Все это, однако, относится к области фиха, и не связано с правилами тартла. Эти требования не следует предъявлять к обычному чтецу.

В свою очередь, специалисты по рецитации (ал-ад'), занимаясь вопросами правильного произнесения слов, создали множество трактатов по этому вопросу, обращали внимание на уточнение правил красноречия, работали над их классификацией.

Говоря о том времени, когда мы можем основывать наши знания о рецитации на традиции и иснде, а не на частном мнении и иджтихде, следует отметить, что именно тогда появляются десять передатчиков и чтецов, на авторитете которых основываются [существующие] чтения. Это - Нфи' и Аб Джа'фар (Медина), Ибн Кар (Мекка), Ибн 'мир (Дамаск), Аб 'Амр и Йа'б (Басра), 'им, амза, ал-Кис' и алаф (Куфа)14. У каждого из них были собственные правила таджвда, связанные с их "чтениями" (ал-ира'т), в том, что касается таких аспектов как та и тафф, мад и ар, ихр и иддим, хамз и нал, итилс и арака15, и. т. д. Затем у специалистов по "науке рецитации" возникло понятие, которое можно определить как "стили рецитации" (мартиб ал-ир). Без сомнения, первым, кто указал на это понятие был Ибн Муджхид16, который посвятил "школам чтений" (махиб ал-ир) свое сочинение, озаглавленное "Ас-Саб'а". Другие же говорили о лишь трех: тартл17, адр, тадвр, а иные - о двух: тартл и адр.

Резюмируя сказанное, отметим, что в результате остановились на трех "стилях рецитации". Такую точку зрения высказал в своем сочинении "Нашр" Ибн ал-Джазр18. Он использовал термин та вместо тартл, потому что последний упомянут в йате [73: 4 - Е.Р.], имеющем отношение ко всем "стилям рецитации" и означает точное следование нормам коранических чтений, т.е. таджвду.

Таджвд
Лексическое значение слова таджвд - "улучшение", как, например, в выражении "я тебе выбрал лучшее" (таджавадатуха). В техническом смысле термин означает "полное завершение исправления и улучшения". Терминологически это наука фонетики, созданная на основе достижений специалистов по рецитации (ал-ад'). Таким образом, термин таджвд имеет более узкое значение, чем тартл.

Так
Лексическое значение слова так - "постижение непреложной истины", как, например, в выражении "я принял окончательное решение" (аату-л-амра), то есть "я удостоверился в его непреложности". В узко терминологическом смысле означает "произнесение буквы со всей звучностью, удлинение (ал-мадд)19, правильное произнесение хамзы, полное озвучивание кратких гласных, артикуляционное выявление согласных и контроль за расстановкой пауз". В целом этот стиль стремится избегать "смятой артикуляции", выпадений (искн)20 гласных, уподобления (иддим)21. Этот тип чтения восходит к Хамзе и Варшу22 и основывается на максимальном полнозвучии и ряде других правил.

Примеры рецитации стилем такк.
Начало сры 2 ("ал-Баара")23
"Чтение" Варша: 24

"Чтение" амзы: 25




адр
Лексическое значение слова адр - "спуск с высоты вниз", как, например, в выражении инадара-ш-шаййу ва наваху, т.е нечто спустилось с высоты вниз. Терминологически означает способ облегчить чтение и увеличить его скорость, облегчить его посредством сокращения (ар), элизии краткого гласного после согласного (таскн), ускорения (итилс)26, замены звуков (ал-бадл)27, полного уподобления (иддим)28, облегчения слова путем опускания хамзы (тафф ал-хамза), других подобных приемов, которые одобрены и приняты в этой области, предпочтительны для обеспечения связной речи (васл) и флексирования (икамату-л-и'рб). Этот стиль чтения восходит к школе Ибн Кара, Аб Джа'фара, а также Аб 'Амра и Йа'ба29 в том, что касается кар ал-мунфаил30.

Примеры рецитации стилем адр.
Начало сры 2 ("ал-Баара")
"Чтение" лна: 31

"Чтение" Басрийцев32 : 33



Тадвр
Лексическое значение слова тадвр - обходить вокруг объекта, отмечая его составляющие одну за другой. Например, говорят "даварту аш-шаййа'", когда имеют в виду "я обошел вокруг чего-то и вернулся назад". Терминологически обозначает стиль рецитации, располагающийся как бы между двумя предыдущими - таиом и адром. Это то, что передается со слов большинства иммов, которые предпочитали компромисс между полнозвучием и скоростью чтения. Этот стиль предпочитает большинство чтецов.

Примеры рецитации стилем тадвр.
Начало сры 2 ("ал-Баара")
"Чтение" 'има: 34

"Чтение" ал-Кис': 35



А Всевышний Господь знает лучше!


12 Коран, 73: 4 (примечание Е.Р.).
13 Коран, 38: 29 (примечание Е.Р.).
14 Речь идет о семи ранних авторитетах в вопросе о "коранических чтениях" - Нфи' (ум. 785), Ибн Каре (ум. 737), Ибн 'мире (ум. 736), Аб 'Амре (ум. 770), 'име (ум. 744), амзе (ум. 772), ал-Кис' (ум. 804), значение систем передачи текста которых было закреплено сочинением Ибн Муджхида (см. ниже). Позднее к ним добавляли Аб Джа'фара (ум. 747), Йа'ба ал-арам (ум. 820), алафа (ум. 843) ("три после семи") и Ибн Муайина (ум. 740), ал-Йазд (ум. 817), ал-асана ал-Бар (ум. 728) и ал-А'маша (ум. 765) ("четыре после десяти") (примечание Е.Р.).
15 Серия специальных терминов, связанных с "наукой рецитации Корана" ('илм ал-ад'). Автор поясняет их значение в прилагаемой таблице.
16 Амад б. Мс Ибн Муджхид (859-936), знаменитый "чтец" Корана, автор первой работы, посвященной "семи чтениям" и озаглавленной "Ал-ир'т ас-саб'а".Предложенная система опиралась на консонантную основу "'Умновой редакции" и ограничивала варианты ее огласовки семью, принадлежащими соответственно семи авторитетам VIII в. Все они были признаны одинаково правомерными (примечание Е.Р.).
17 Хотя и предпочитали использовать вместо термина ат-тартл термин ат-тарсл, ради того, чтобы избегнуть смешения со значением термина в йате [73: 4 - Е.Р.], ибо оба термина - синонимы, как следует, например, из ада: "В его речи - размеренность (тарсл)", т.е. тартл.
18 Шамс ад-Дн Йсуф ал-Джазр (1350-1429), знаменитый фах и теоретик науки рецитации. Имеется в виду сочинение "Китб ан-нашр ф ира'т ал-'ашр" - комментарий на сочинение "ат-Тайср", принадлежавшее калму другого знаменитого "чтеца" и законоведа Абу 'Амра 'Умна ад-Дн (981/2-1053) (примечание Е.Р.).
19 Объяснение и примеры см. таблицу #3 -7.
20 Искн - 1). Утеря гласного после слабого согласного и удлинение предшествующего гласного; 2). Опущение краткого гласного в конце слова при паузе (примечание Е.Р.).
21 Иддигм или идгм - 1). Ассимиляция согласных; 2). Написание буквы со знаком ташдд вместо двух одинаковых букв (примечание Е.Р.).
22 Хамза - см. прим. 3. Варш (ум. 812) - первый передатчик "чтения" Нфи' (примечание Е.Р.).
23 Каждый пример сопровождается пояснением специальных приемов чтения и терминологии. Более подробно об этих терминах и их использовании см. таблицу.
24
25
26 Объяснение и пример см. таблицу # 13.
27 См. таблицу #9.
28 Объяснение и пример см. таблицу # 13.
29 См. выше, прим. 3.
30 Термин, связанный с регламентацией произнесения алифа, вв и й' в зависимости от положения хамзы (примечание Е.Р.).
31
32 Аб 'Амр (ум. 770), Ад-Др (ум. 860), ас-Сс (ум. 874), Йа'б ал-арам (ум. 820), ал-Йазд (ум. 817), ал-асан ал-Бар (ум. 728) (примечание Е.Р.).
33
34
35

главная   =>   ислам